Глава 2 КРУТАЯ ЛЕСТНИЦА К БОГУ

Чтобы смыть свои грехи в священных водах Ганга, паломники совершают длительное путешествие к его берегам Чтобы достичь совершенства, верующие на Фи­липпинах подвергают сами себя бичеванию. Развитие культур этих двух групп отделяют тысячи миль, одна­ко, как это ни парадоксально, та и другая — часть од­ной огромной империи.

Для того чтобы понять это, давайте совершим пу­тешествие в Рим, в церковь Santa Maria d'Aracoli. Ранняя христианская базилика. В XIII веке она была перестроена монахами-бенедиктинцами. Ее мраморные 122 ступени, ведущие в церковь, могут поведать инте­ресную историю. В 1348 году здесь свирепствовала чу­ма унесшая множество жизней. Естественно, что остав­шиеся в живых были признательны Богу за Его милость и решили в знак благодарности построить мраморную лестницу из 122-х ступеней, ведущую в Его святилище.

Это долгий путь к церкви. Мне трудно объяснить, что заставило оставшихся в живых, построить эти вели­колепные ступени. Я уверен, что многие были просто благодарными искренними верующими. Но нам они ос­тавили удивительно точный прообраз дилеммы, перед которой стоит человечество.

Путь к Богу многим кажется долгим и крутым. Как вскарабкаться по этим крутым ступеням в Божье цар­ство? Что нам, грешникам, надлежит делать, чтобы свя­той Бог принял нас? Мы ведь хотим выжить, избавив­шись от греха, не так ли? Мы все хотим, чтобы Бог спас нас. Многие думают, что Богу нужно принести в жертву какой-либо дар, чтобы Он принял нас.

Как грешные земные существа могут достичь обще­ния с Богом? Именно в ответе на этот вопрос и заклю­чается различие между царством сатаны и царством Христа, двумя империями, которые ведут между собой апокалиптический спор.

Насилие, ненависть, похоть — вот в чем проявляет­ся империя зла сатаны. По существу она — религиоз­ный соперник царства Христа, религиозная альтернати­ва.

Если Христос обещает соединение с нашим небесным Отцом, то сатана должен, естественно, противостоять этому. Он предлагает свой путь к Богу, путь, который, кажется, обещает сделать нас подобными богам. Но это — фальшивка, подлог.

Предлагаю совершить путешествие в одно из много­численных священных мест Индии. В индийских храмах совершаются искусно поставленные «спектакли» — тра­диционные жертвоприношения многочисленным инду­истским богам. Верующие надеются таким образом за­служить расположение избранного ими божества.

Верующие — аскеты избирают самую суровую фор­му благочестия. Истязая свое тело, они надеются стать подобными своему богу. Другие пытаются достичь это­го посредством продолжительной медитации.

Воды Ганга считаются священными. Говорят, река приносит духовное богатство, чистоту и изобилие тем, кто купается в ее водах. Для индусов самым священ­ным считается место слияния Ганга с рекой Jumna. Там во время праздничных церемоний собираются миллионы

 


людей, чтобы войти в очищающие воды в надежде, что река унесет их грехи. Многие совершают паломничест­во, чтобы там умереть, веря, что таким образом обретут высшее существование в будущей жизни.

Главным принципом в индуизме является вера в то, что карма человека (сансхр. — деяние, т. е. общая сум­ма совершенных им в земной жизни поступков и их по­следствий, — прим. перев.) существует и после смерти и определяет более высокую или низкую форму пере­воплощения. В индуистских сказаниях глупый после смерти перевоплощается в обезьяну, хитрый — в шака­ла, жадный — в ворону. Заслужить хорошую карму мо­жно различными способами: добрыми делами, самоот­речением, йогой, специальным знанием, посвящением.

Для тех, кто серьезно воспринимает духовную жизнь, Индия является образцом. Больше нигде вы не увидите такого упорного стремления к святости, выраженного в многочисленных формах. Индию называют «страной, одержимой Богом». В определенной степени это позор для материалистического Запада.

И тем не менее создается впечатление, что эти люди карабкаются и карабкаются по крутой лестнице, кото­рой не видно конца. Они медленно, через огромное чис­ло жизней (перевоплощений, — прим. перев.) прокла­дывают свой путь к Богу.

Конечно, нет ничего проще, чем отвергнуть индуизм как примитивное стремление тех, кому недоступно ни­что другое. Но давайте рассмотрим вопрос о длинной и крутой лестнице под другим углом зрения. Ведь христи­ане тоже нашли свой долгий и трудный путь к Богу.

На Филиппинах, в святые дни можно видеть верую­щих, с трудом бредущих по дорогам и истязающих себя плетью. Некоторые несут тяжелую ношу, другие бичу­ют себя кнутом, третьи ползут на четвереньках. И все надеются, что эти действия помогут им получить благо­склонность святого, а через него и Божью милость. Это флагелланты (люди, занимающиеся самобичеванием, — прим. перев.) на своем мучительном пути к совершенст­ву.

Эти люди верят в Иисуса. Они верят, что Он умер за их грехи. Но главное — Божью милость, считают они, нужно заслужить. В этом мире, где распростране­ны покаяния, святые и чистилище, — понятие, что спа­сение нужно заслужить, довлеет над душами людей. И


вновь на ум приходят те самые крутые ступени, беско­нечная крутая лестница, ведущая к Богу.

Но разве это проблема одних католиков? У нас, про­тестантов, нет мест поклонения деве Марии, мы не мо­лимся за находящихся в чистилище. Но, боюсь, нас то­же преследуют крутые ступени, но только в виде законничества. Формы, которые оно принимает у протестан­тов, многообразны.

Пуритане, к примеру, уповают только на заслуги Христа. Спасение, полагают они, обретается через веру. Но часто это учение заслоняется стремлением достичь чистоты и непорочности сводом суровых и жестоких пра­вил. Чудовищная боязнь греха иногда затмевает чудо прощения.

Сегодня легализм опять поднимает свою отврати­тельную голову. Сами того не понимая, мы ставим уда­рение на исполнении, чтобы таким образом заслужить себе место перед Богом. Мы принимаем щедрый Божий дар спасения, а потом стараемся заплатить Ему за этот дар, словно полагая, что на небе все оплачено сполна, а вот ежемесячные взносы по закладной должны делать МЫ.

Идея длинной крутой лестницы преследует всех нас. И это, друзья, и есть та самая альтернатива, придуман­ная сатаной: с надрывным трудом прокладывать свой путь к Богу. Это есть подложное фальшивое евангелие сатаны — праведность посредством дел. На этом прин­ципе он построил огромную империю, и люди всего ми­ра оказались втянутыми в эту систему.

Это тюрьма, в которой миллионы честных людей трудятся не покладая рук, без надежды когда-либо до­браться до верхушки лестницы. И пока сатана держит людей в напряженной борьбе, заставляя их сосредото­чивать усилия в поисках Божьей милости, поддерживая в них тщетную надежду на то, что еще немного и лест­ница приведет к Богу, его империя в безопасности.

Царство же Христа построено на абсолютно ином принципе. В наше время это вновь открыл нам человек, совершивший в 1510 году паломничество в святой город Рим.

В тот год, чтобы уладить спор, возникший в ордене августинцев, к папе отправились два монаха. Одного из монахов звали Мартин Лютер. Посетить вечный город — он считал большой честью. Перед ним открывалась


возможность познакомиться с великолепными духовны­ми богатствами Рима.

Лютер намеревался отслужить торжественную мес­су у священных гробниц, посетить катакомбы и базили­ки, почтить мощи святых мучеников, поклониться каж­дой священной реликвии.

Но монаха постигло разочарование. Это было время усиливающегося разложения церкви, во главе которой стояли папы. Те итальянские священники, с которыми пришлось Лютеру встречаться, к своим обязанностям относились легкомысленно. Он был поражен рассказами о безнравственности, царившей в среде духовенства.

И вот тут-то, в этом огромном городе, где так много святых мест, одинокий монах начал сомневаться. Он задумался над действительным значением всех этих святынь и реликвий.

А теперь давайте посмотрим на шаги, которые изме­нили христианский мир. Лютер начал взбираться по «лестнице Пилата», на которой, как полагают, стоял Хри­стос. Покрывая поцелуями каждую ступеньку, на коле­нях, монах повторял молитву Господа, надеясь избавить душу от чистилища. А когда он добрался до последней ступени, то поднялся с колен и воскликнул: «А надо ли и в самом деле так поступать?»

В этот кульминационный момент он осмелился бро­сить вызов сатанинской альтернативной системе спасе­ния посредством дел. В одно мгновение прервал он бе­сконечный путь по лестнице, путь индуистов, буддистов, мусульман, евреев и, конечно, христиан.

Сначала Лютера одолевали сомнения, переходящие в отчаяние: если все эти средства заслужить спасение, предписываемые церковью, на самом деле не помогают обрести Божью благодать, где же тогда надежда?

Но, к счастью, в поисках выхода из душевного кри­зиса Лютер обратился за ответом к Писанию. Он начал «копать» глубже и глубже, изучал Послание к римля­нам и начал глубоко осознавать значение благодати. Объяснение апостола Павла открыло Лютеру славу ве­ликого царства Христа, созидаемого только на вере.

Лютер вновь открыл для себя евангелие, в особенно­сти истину об оправдании верой, которую апостол Па­вел так ясно изложил в своем бесценном Послании к римлянам.

Апостол хорошо знал столицу Римской империи. Он


прибыл в Рим в 60 году н.э. с апелляцией к кесарю. Иудеи обвинили его в подстрекательстве к мятежу и требовали смертной казни. Апостол Павел провел под арестом два года. Именно тогда и написал он Послания к филиппийцам, колоссянам и ефесянам.

Считается, что в конце концов апостол предстал пе­ред судом Нерона, был оправдан и освобожден.

Однако спустя какое-то время его снова арестовали и доставили в Рим. На этот раз его посадили словно преступника в тюремную камеру. Почти все друзья по­кинули его, и только Лука остался верен ему до конца, до самой его казни. Но несмотря ни на что, Павел со­хранил глубокую уверенность и твердую веру в свои отношения с Господом. Он встретил смерть с радостью.

Читая его послание к римской церкви, мы понимаем, почему оно было написано. В то время имперский Рим большую часть мира подчинил своим законам. Бесчис­ленные народы и племена от равнин центральной Евро­пы до средиземноморского побережья Северной Африки оказались под властью кесаря. В своем же послании апостол Павел высказал мысль о том, что все в мире находится под властью высшего Божьего закона. Он заявил: «...весь мир становится виновен пред Богом... потому, что делами закона не оправдается пред ним ни­какая плоть... (Римл. 3:19—20).

Неужели, повинуясь закону, мы не можем заслужить спасение у Бога? Конечно, это казалось абсурдным и евреям и грекам. Разве возможен иной путь? Если мы не имеем прогресса на христианской лестнице возраста­ния, то каким же образом мы можем достичь ее вер­шины.

Вот об этом и говорил апостол Павел. Он хотел по­казать людям совсем иную надежду. Апостол наступает на империю сатаны, разрушая самую основу ее — дья­вольский замысел, суть которого в том, чтобы заставить человека трудом прокладывать себе путь на небо.

Павел объяснял, что закон побуждает нас постоян­но осознавать нашу греховность. Мы все далеки от Бо­жьего совершенства. Вот что говорит апостол об основ­ной идее Евангелия: «...все получают оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Римл. 3:23, 24).

Давайте это проанализируем. Мы оправданы. «Оп­равдание» — это юридический термин. Он относится к


процессу оправдания в суде. Нас объявляют невиновны­ми — наша репутация в обществе восстановлена. Греш­ники объявляются святым Богом праведными. Как это происходит?

По благодати, через искупление Христа. Христос уп­латил выкуп Своей кровью на кресте. Он отдал Свою жизнь, приняв наказание, которого заслуживали мы. Он оплатил наши долги. Его совершенная жизнь — это об­разец безупречного выполнения требований закона. Итак, мы искуплены, мы свободны.

Это чудесная, славная весть для всех нас, усердно старающихся преодолеть этот крутой бесконечный лест­ничный марш. Но апостол Павел хочет, чтобы его пра­вильно поняли. Он говорит, что бор оправдывает того, кто верит в Христа. Верит в Иисуса. В этом суть. Это единственное требование. Только благодаря этому оп­равдание возможно. Ни паломничество, ни бесконечная медитация, ни самоистязание и молитвы в святых ме­стах, ни даже строгое соблюдение христианских норм -— ничто не оправдает человека, ничто не может быть за« слугой, чтобы Бог принял нас.

Для апостола настал решительный час мощного на­ступления на сатанинскую империю, выдвинувшую план спасения посредством дел. Апостол Павел смело, про­возглашает: «Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Римл. 3:28).

Сильный удар. Открытый вызов альтернативной ре­лигиозной системе сатаны. Как только люди поймут, что Бог принимает их лишь тогда, когда они уверуют в Иисуса, империя сатаны начнет рушиться. И тогда ин­дусы, подняв взоры к небу, перестанут совершать свои бесконечные ритуалы. Католики, согнувшиеся под бре­менем епитимьи, выпрямятся. Протестанты, старающие­ся заплатить каким-либо иным способом Богу за Его милость, остановятся.

Да и Лютер, поднимавшийся по священной лестнице в Риме, наконец остановился, и на него сошло озарение, И тогда твердое убеждение апостола Павла стало воин­ственным кличем Лютера: «Праведный верою жив бу­дет!»

Остальное — история. Лютер провозгласил истину об оправдании верой. Многие в церкви вновь для себя открыли Евангелие. Реформация изменила Европу. Я думаю, люди, построившие ту стодвадцатидвухступенчатую


мраморную лестницу, оставили нам хоро­ший символ: путь наверх, к Богу, крут, долог. Пропасть, разделяющая святого светозарного Бога и людей, по­грязших в жестокости и пороке, неизмеримо глубока.

Но есть Некто, Кто сошел с небес и совершил за нас это нелегкое путешествие к Богу. Некто послушный за­кону, заслуживший милость и удовлетворивший спра­ведливость, — вместо нас. Это Иисус Христос.

Бог оправдывает того, кто верит в Иисуса Христа. Он с ним на этом пути вверх по лестнице. Благая весть — только она учредила царство Христа на земле. Эта весть освободила бесчисленное множество людей по все­му миру от сатанинской империи зла, выдвинувшей план спасения посредством дел.

Эти две империи, два царства постоянно противо­борствуют между собой. Сатана старается найти все но­вые и новые хитроумные способы, чтобы через систему дел затянуть людей в свое царство. Христос же пытает­ся прийти на помощь и освободить посредством благой вести как можно больше людей.

Основная борьба между двумя империями отражена в Евангелии. Возникают другие проблемы, появляются иные противоречия, устанавливаются новые линии фро­нта, но основной конфликт всегда остается тем же самым: как мы взбираемся по лестнице к Богу?

В Книге Откровения показан конфликт двух импе­рий в конце времени. Бог через трех ангелов посылает Свое последнее предостережение человечеству. Вот как описывает это апостол Иоанн: «И увидел я другого Ан­гела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу» (Откр. 14:6).

Каким путем Бог обращается со Своим последним призывом к человечеству? Провозглашая вечное Еванге­лие. Это истина, которая нуждается в защите. Она пред­мет нападок сатаны. У него множество хитроумных спо­собов, которыми он пытается лишить нас веры в Христа, Христа, оправдывающего нечестивого.

Это сатанинские методы, что человек может прийти к Богу и спасти сам себя, могут показаться разумными и благородными, но все они, в конечном счете, исполь­зуются для того, чтобы привести на ту же бесконечную лестницу.

Всецело ли вы положились верой на праведность Христа? Уповаете ли вы исключительно на Его спаси­тельные действия, а не на свои собственные дела?

Вы сами должны сделать выбор. Перед вами две империи. На первый взгляд кажется, что входы в ту и в другую империю расположены не очень далеко друг от друга, но ведут они в абсолютно разные миры. Всем существом убедитесь, что вы вошли в ту единственную тесную дверь с надписью: «Бог оправдывает того, кто верит в Иисуса».